Второй этап наркотизации связан с эпизодическим употреблением психоактивных веществ. На этом этапе наркотики становятся дополнительным стимулятором, позволяющим усилить положительные эмоции от различных совершаемых занятий, таких как танцы, прогулки, сексуальные акты или компьютерные игры. При регулярном выполнении этих действий ощущения от них становятся менее яркими, и подростки нередко обращаются к наркотикам как к простейшему способу усиления впечатлений.
Третий этап характеризуется систематическим употреблением ПАВ. На данном этапе наркотические средства начинают использоваться с определенной регулярностью, например, один раз в неделю или каждые две недели. Наркотики начинают занимать центральное место в жизни подростка, постепенно заменяя другие источники удовольствия. Это регулярное употребление начинает оказывать негативное влияние на психическое и эмоциональное состояние подростка, проявляющееся в виде резких перепадов настроения, бессонницы и неадекватных реакций в бытовых ситуациях. Социальное окружение также претерпевает изменения: у подростка появляются новые, сомнительные друзья, а его манера общения меняется.
На четвертом этапе наблюдается увеличение частоты и объема потребляемых наркотиков. Формируется физическая зависимость, и при прекращении употребления возникает синдром отмены, внешне напоминающий лёгкое простудное заболевание: насморк, озноб, потливость и раздражительность. На этом этапе родители, как правило, начинают подозревать, что их ребенок попал в ловушку наркотической зависимости, когда из дома начинают пропадать ценные вещи и деньги для покупки наркотиков. Подростки могут бросать учебу, исчезать из дома или даже заниматься перепродажей наркотиков, что приводит к конфликтам с правоохранительными органами.
К сожалению, большинство наркоманов заканчивают свой путь трагически, и продолжительность жизни при переходе на сильные наркотики может составлять всего 2-5 лет после начала употребления. Анализ литературы, посвященной проблеме подростковой наркомании, позволяет выделить основные задачи профилактических программ, которые заключаются в выявлении ранних стадий формирования зависимости и предотвращении употребления наркотиков. На различных этапах наркотизации специалисты должны применять разнообразные профилактические мероприятия, адаптированные к конкретной ситуации.